Некогда, еще в советские годы, Базанова властвовала над аудиторией в 60 человек. Забиралась на стол, чтобы видеть всех, и проводила уроки владения телом. Сегодня на тренировки приходят до 20 человек, и все — из выпускников Политехнического института разных лет, где она многие годы, будучи преподавателем, а затем доцентом кафедры физвоспитания, руководила еще группами лечебной физкультуры.

Когда у нее интересуются возрастом, она со смехом отвечает, что ее правнучке уже 23 года.

Отцовой наукой

К тренерской работе Сельма Базанова шла вполне выверенным путем. В свои неполные 14 лет, не окончив кохтла-ярвескую школу из-за конфликта с учительницей и двойки по химии, пошла учиться в школу трудрезервов… на химика! Пока училась, участвовала в художественной самодеятельности, страстно любила танцевать — и не народные танцы, а придумывала собственные. От отца ли, от матери такое пристрастие? Нет, смеется она, скорее, оно дано свыше. А может, прошла прививку в цыганском таборе, куда убегала в детстве. Родители знали: если девочки нет дома, надо искать ее там.

Позади школа трудрезервов, законченная с отличием — и новый поворот: приехав в Таллинн, Сельма поступает в техникум физкультуры. Дальше — учеба в тартуском филиале института Лесгафта, после окончания которого Сельма Августовна преподает в таллиннском Политехническом, проводит тренировки в группах, пишет научные труды по обоснованию системы физкультурного досуга студентов.

Сегодня она с благодарностью вспоминает: ”Какие у нас были учителя! Они и предмет давали отлично, и со студентами были на дружеской ноге, при этом не заигрывая с ними. Кто-то закончил московский физкультурный институт, кто-то — харьковский, тартуский и Лесгафта. До сих пор их помню, и первым — Николая Печенкина. Он, представьте, учил нас падать. Раскачивались на кольцах, надо было отпустить руки и приземлиться на ноги. Того, кто не справлялся, шутливо подгонял палкой под пятую точку. До сих пор это со мной — уметь правильно упасть”.

Та наука несколько раз спасала Сельме жизнь. Как-то в деревне, спускаясь по крутой лестнице, споткнувшись, была готова лететь вниз головой. Автоматически присела, оттолкнулась и прыгнула с 3-метровой высоты. А однажды вскочила в автобус с двумя нагруженными сумками в руках и зацепилась за поручень. По закону физики — ее вот-вот могло понести по салону. Присела и, по инерции чуть продвинувшись вперед, удачно примостилась на полу. Говорит: такой вот памятливый организм у человека на моторику. Добавим — и на реакцию, которой не каждому дано похвастать даже в молодые лета.
…Иной раз диву даешься, какая у людей цепкая память. Но Сельма Августовна по этому поводу вполне самокритична — в памяти прочно умещаются события давних лет, а вот вчерашние — увы, не задерживаются. Скажем прямо, она в этом не одинока.

С эмоциональной подпиткой

Выйдя на пенсию еще в конце прошлого века, Сельма Августовна не оставила тренерскую работу. Тренировки Сельма Базанова проводит по собственной методике, включая в них лечебную гимнастику, элементы цигуна и даже… фитнеса от Синди Кроуфорд. Строятся они на смене музыкальных ритмов. Тренер приносит в зал массивный магнитофон, каким-то образом умудряясь менять кассеты, показывать очередные упражнения и не терять при этом из вида учеников. Женщины разного возраста — от 45 лет до 86 — в несколько заходов по 60 раз выполняют отжимания и приседания. Говорят, дважды в неделю им требуется эта полуторачасовая нагрузка, позволяющая сохранять физический тонус. И эмоциональный тоже.

Она учит: нужно как можно чаще встряхивать капилляры. Их у нас 100 тысяч км. Капиллярам задан ход — и они пробуждают все клетки тела. Проще всего разгонять их, при любой возможности притопывая ногами. Питание организма происходит через лимфу, надо ее подбадривать. Важно чаще стараться растягивать мышцы: чем они длиннее, тем больше питания получают кости и тем они крепче.

Проповедуя то, что хорошо, она не забывает предостерегать учеников от того, что плохо. Ходьбу с палками, например, которую в Эстонию принесла одна из учениц Сельмы Базановой, она называет чисто коммерческой идеей. Вооружившись палками, необходимо выносить руки взад-вперед, между тем все поголовно держат их впереди, передавая напряжение на шейно-плечевой пояс, отчего неизбежно страдает позвоночник. Или йога с ее статикой. Действительно полезная в жарких широтах, в северных странах она не приносит особого эффекта, потому что северному человеку необходимо активное движение, которое разгоняло бы кровь.

В свои 85 Сельма Августовна не признает лекарств. Ее выбор — биодобавки. Обоснование: ”Я ведь не съем столько фруктов и овощей, сколько советуют диетологи. Да и обменные процессы уже не те, чтобы все полезные вещества могли усваиваться. Остается поддерживать организм биодобавками”.

”Не позволяй душе лениться…”

Отчего, спрашивается, не пощадить себя и не отказаться от тренерской работы? Она только рукой машет: ”Лень не дает. Дома одной заниматься зарядкой мне скучно, а эти тренировки придают интереса и смысла”.

Если бы только тренировки! Не забывая своего юношеского увлечения танцами, несколько лет назад Сельма Августовна пошла да освоила бальные танцы — танго, ча-ча-ча. Между делом заглядывает в залы к молодым тренерам. На вопрос, есть ли у них чему учиться, отвечает — учиться стоит уже на том, чего не следует делать.

Только с наступлением лета приходит время, когда Сельма Августовна может позволить себе — не расслабиться, но посвятить свой досуг близкому человеку и себе самой. Имея дом в Причудье, они с мужем Владимиром до последнего времени занимались огородным участком. Нынче вот не успели ничего высадить. Ничего, найдется дело в лесу, когда пойдут ягоды и грибы.

Поделиться
Комментарии