Он отметил, что, подводя итоги первого дня форума, должен исполнить роль Бабы-Яги: ”Когда Баба-Яга подводит итоги, в этом есть что-то странное, но с другой стороны, наверно, в этом есть высшая демократия, когда меньшинству, которое здесь представлено, дают возможность даже говорить. Это просто торжество прав человека”.

”Права человека — это индивидуальная или коллективная вещь? — поставил вопрос Юров. — Проблема заключается в том, что как только мы начинаем говорить о коллективности прав человека, должны не забывать, что очень часто оказываемся как раз в меньшинстве. И если мы хотим защищать права меньшинства, то вы прекрасно понимаете, что тут же начинается разговор о правах большинства. И если вы, например, поддерживаете разговор о правах гетеросексуального большинства в России, то вы должны тогда автоматически поддерживать этническое эстонское большинство в Эстонии. Все, друзья! Либо вы пользуетесь индивидуальными правами, и тогда каждый человек — нравится он вам или нет — будет защищен ( в том числе по многим признакам — и этническим, и религиозным, и сексуальным, и многим другим), либо мы начинаем говорить группами, но в группах мы чаще всего окажемся в меньшинстве и нас раздавят. И поэтому для меня как правозащитника дискурс коллективных прав убьет всех российских соотечественников и вообще все этнические меньшинства. Это очень опасный дискурс, который может ударить именно по русскоязычным организациям”.

Напомнив о ситуации с Бронзовым солдатом, Юров добавил: ”Правозащитникам очень важно по таким вещам высказываться не на какой-то стороне, а на стороне права, потому что сегодня разгоняют сторонников Бронзового солдата, а завтра будут разгонять какой-нибудь эстонский профсоюз, причем вполне себе эстоноязычный. Потому, что он не понравится какой-то корпорации, ему тоже не позволят выйти на площадь”.

Докладчик выразил свое отношение и к проекту заключительного акта форума, тем более, что в заседаниях второго дня участвовать не собирался, нужно было улетать в Москву. ”С несколькими фразами резолюции я не согласен принципиально, — заявил Юров. — Участники форума констатируют наличие проблем ”в области человеческого измерения на так называемом постсоветском пространстве и странах Восточной Европы”, а дальше — речь о Латвии и Эстонии. В Казахстане и Туркменистане куда страшнее. Либо мы понимаем, что есть места, где сотни российских русскоязычных людей сидят в тюрьмах или убиты, либо мы понимаем только свои личные проблемы. Или тогда в резолюции надо писать только о странах Балтии. Поэтому к этому акту присоединиться не могу”.

По мнению Юрова, следующую встречу надо готовить по-другому , провести в более сбалансированном составе и, может быть, под эгидой какой-нибудь европейской структуры — ОБСЕ и так далее.

Напомним, организаторов двухдневного форума является руководитель организации ”Эстония без нацизма” Андрей Заренков.

Андрей Юров — о себе

В Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека я возглавляю постоянную комиссию по правам человека за рубежом. Она возникла только в связи с тем, что я в этот совет год назад попал. Я работаю в основном в постсоветском пространстве. ”Полевой правозащитник”  — много чего видел, много чего знаю. Наша главная задача — рекомендации президенту РФ и другим органам власти по тому, что должна Российская Федерация делать по улучшению прав человека за рубежом”.

Поделиться
Комментарии