Читателям DELFI комментарий показался агрессивным и унижающим неэстонцев. Соответствующими были и отклики, вплоть до того, что социологам нельзя доверять, если они эстонцы. Эстонцы-де заинтересованы в том, чтобы русскоязычные жители чувствовали себя в Эстонии второсортными и забитыми. Большинство читателей заявили, что замечательно чувствуют себя, будучи представителями русской или другой национальности, и горды ею.

У русских, как и у многих других национальностей, проживающих в Эстонии, нет никакой причины стесняться своей национальности. Напротив, мониторинг 2000 года показал, что 85% неэстонцев нравится их национальность, 54% чувствуют гордость за свою национальность, 33% придерживаются нейтральной точки зрения и только 14% утверждают обратное. Так что абсолютно неверно делать заключение, будто неэстонцы стыдятся своей национальной принадлежности. Большая часть как раз нет.

В то же время неэстонцам становится все труднее сохранять свою национальную идентичность в условиях национального государства, где у эстонского языка и культуры доминирующая роль. Именно поэтому четверть опрошенных полагают, что их национальная группа не играет большой роли, и ценностью является обэстонивание или наличие гражданства Европейского Союза. Это объективные процессы, против которых нельзя ничего поделать. Чем больше ослабевают связи неэстонцев с родиной предков, тем больше нарастает опасность того, что часть людей захочет обэстониться или оевропеиться.

Нет смысла обвинять в отражении этой негативной тенденции социологов. Было бы гораздо хуже, если бы социологи рассматривали только положительные тенденции в обществе и показывали бы все в приукрашенном виде, скрывая настоящее положение вещей. Общество, построенное на позитивной лжи (мифах), рано или поздно придет на порог кризиса или даже погибнет. Так что — лучше горькая правда, чем красивая ложь.

На мой взгляд, ситуация с ослаблением самоидентификации русскоязычной части населения настораживает. Особенно в отношении молодежи. Неэстонцы младше 30 лет ценят свою национальную принадлежность значительно меньше, чем люди средних лет или старшее поколение. Рыночная экономика, грядущее вступление в ЕС предполагают наличие у молодых людей рационального и прагматичного отношения к жизни и переоценку ценностей.

К сожалению, процесс развивается в нарастающем темпе, и может породить все больше людей, которые потеряли связи со своей национальной культурой, национальными ценностями и традициями, но еще не смогли врасти в новую (эстонскую или европейскую) культуру и структуру ценностей. Психологи называют таких людей маргиналами, поскольку у них большие проблемы с самооценкой, нахождением места в жизни и т.п. Критически большая доля таких людей опасна для любого государства, в том числе и для Эстонии.

Сейчас можно заметить лишь первые признаки начинающейся эстонификации и европеизации. Нужно ли пытаться остановить этот процесс? Быструю эстонификацию можно было бы считать нормальным и позитивным процессом, но у него есть и обратная сторона. Что могли бы предпринять сами русскоязычные жители, русские партии, национальные объединения? Считаю, что надо всем эти надо серьезно подумать и — почему бы и нет? — начать открытую дискуссию в русских и эстонских масс-медиа.

Поделиться
Комментарии